Нужны ли городу аквабусы? Некоторые итоги проекта «Водное такси»

В 2008 году специалисты Морстройтехнологии по заказу Правительства Санкт-Петербурга разработали Концепцию водных пассажирских перевозок («водного такси») в Санкт-Петербурге. Концепция была реализована, и вот уже пятый год мы наблюдаем за развитием проекта.

Сразу же стоит сказать, что практика внесла свои коррективы, и те решения, которые закладывались в Концепцию, реализованы были иногда в трансформированном виде. Частично этим можно объяснить и то, что ожидания в отношении водного такси не оправдались.

Сегодня востребованность аквабусов вызывает споры не только у чиновников, но и у горожан. И если чиновники сомневаются, то горожане проект скорее поддерживают.

«Считаю, что аквабусы, работающие уже третий год, в нынешнем виде доказали свою неэффективность»  - полагает член комиссии по туристской деятельности Законодательного собрания Санкт-Петербурга, депутат Ольга Галкина. 

Каков же критерий неэффективности? «Связано это, прежде всего, с выбором маршрутов. Некоторые маршруты являлись не средством передвижения, а прогулочными маршрутами. Причем как для жителей, так и для гостей города. При этом эти прогулки еще и субсидируются из городского бюджета» - объясняет парламентарий.

То есть здесь мы видим 2 ключевых пункта:

1) аквабусы обслуживают не транспортный, а туристический рынок;

2) аквабусы субсидируются из бюджета.

Каждый из этих пунктов мы, как разработчики, готовы подтвердить. Изначально расчеты показывали, что без субсидий стоимость перевозок будет высока для потребителя и не сопоставима с другими видами транспорта. Второй пункт тоже обоснован. Действительно, часть пассажиропотока составляют поездки с досуговыми целями, правда, не обязательно туристическими, так как доля жителей города тоже велика.

Однако, на наш взгляд, перечисленные факты не являются основанием для признания всей системы водного такси неэффективной.

Мы подробно изучали зарубежный опыт. Водные маршруты могут быть элементом транспорта только на участках, где они могут конкурировать по скорости с наземными видами транспорта. Для этого действительно надо иметь размер судов с достаточной вместимостью от 60 пассажиров и выше, для обеспечения скорости необходимо максимально сократить промежуточные остановки, так как подход, швартовка и отшвартовка занимают много времени. Однако на маршрутах начали работу небольшие суда вместимостью до 12 человек. Необходимо также отдавать себе отчет, что себестоимость пассажирского водного транспорта будет выше наземных автобусов.

В большинстве европейских городов такой вид транспорта - даже маршрутный - все равно во многом ориентирован на туристов. Например, Венеция, Гамбург, Амстердам. И это правильно. Доступный водный транспорт для туристов повышает привлекательность  города, снижает нагрузку на городской транспорт и улично-дорожную сеть, так как часть туристов начинают перемещаться между достопримечательностями по воде. Одновременно аквабусы могут использоваться жителями города для поездок с трудовыми целями.