Российский транзит ценится на Балтике – впечатления о конференции “TransBaltica 2013”

6-7 июня в Риге прошла 16 международная конференция "TransBaltica 2013". Наш директор по логистике и аналитике Александр Головизнин рассказал на конференции о развитии северо-западного логистического комплекса России (Балтийский и Арктический бассейны).

Александр Головизнин "TransBaltica 2013"

Конференция задумана как площадка для обсуждения тенденций и перспектив развития международного рынка транспортных и транзитных услуг, прогнозов развития Балтийской транзитной отрасли и проектов транспортной инфраструктуры в объединенной Европе, и в этом отношении можно признать прошедшую конференцию состоявшейся.

Программой конференции предусматривалось участие «первых лиц» мира логистики - и, что необходимо подчеркнуть, все они проявили интерес к мероприятию и смогли прийти: Анрийс Матисс - Министр сообщений Латвии, Андрис Америкс - председатель правления Рижского свободного порта, Эрик Шмукстс - Вице - президент Латвийской железной дороги, Линас Рудис - руководитель юридического отдела государственного морского порта Клайпеды (Литва), Валдас Гилис - директор общественного учреждения "Кластер транспорта и логистики Литвы" и многие другие.

Среди участников конференции преобладали представители балтийских стран - Латвии, Литвы, Эстонии, среди выступающих были, наряду с прибалтами, представители России и Белоруссии. В целом конференция, как и задумывалось, носила региональный характер.

"TransBaltica 2013"

Среди выступлений было много интересных, с высоким уровнем аналитики. Обсуждались долгосрочные тренды рынка энергоресурсов, первые результаты вступления России в ВТО. Следует также отметить интересный доклад Энергетического центра СКОЛКОВО (Россия) по перспективам рынка LNG, с которым можно ознакомиться на сайте центра. В свете активного развития LNG-терминалов в Балтийском бассейне мы считаем этот доклад заслуживающим внимания.

В целом проблематика российских транзитных грузов звучала на конференции очень отчетливо - российский транзит признается важным стимулом развития транспортной отрасли в регионе, вопросы развития инфраструктуры рассматриваются с учетом этих грузопотоков. Также обращает на себя внимание значимая роль европейской интеграции в развитии транспортной инфраструктуры. Многие проекты в сфере транспортной инфраструктуры ориентированы на финансовую поддержку Евросоюза.

В ходе конференции также был поднят вопрос по ужесточению экологических требований по выбросам с судов. Согласно Приложения VI Конвенции MARPOL, с 01.01.2015 года в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым относится Балтийское и Северное моря, планируется ограничить максимальный уровень ее содержания в судовом топливе до 0,1% (с нынешнего в 1%). В связи с этим многие эксперты (а во многих странах региона уже были проведены исследования для оценки возможных последствий этого регулирования) высказывают серьезные опасения.

Расчеты показывают, что в результате стоимость фрахта может возрасти по отдельным видам грузов на 40-60%. Все это нанесет серьезный удар портам Балтики и транспортной отрасли в целом, а также поставит под угрозу конкурентоспособность некоторых отраслей на внешних рынках, возрастут потребительские цены на многие импортные товары на внутренних рынках.

По словам Анрийса Матисса, Министра сообщений Латвии, Латвия весьма озабочена возможными последствиями и считает, что у стран Балтийского региона должна быть общая позиция по данному вопросу.

Мы склонны согласиться с этим суждением и считаем, что с российской стороны возможные последствия нового регулирования оценены пока недостаточно. Грамотная и независимая оценка последствий необходима как всей российской транспортной отрасли, так и руководству страны для выработки позиции Российской Федерации по данному вопросу.

В рамках конференции состоялась выездная сессия конференции в порту Вентспилс. Ниже предлагаем Вашему вниманию краткий фотоотчет этого посещения.

В заключение стоит сказать, что Рига произвела впечатление комфортного и душевного города. Атмосфера праздника, много музыки, доброжелательность жителей, а также интересная, самобытная кухня делают посещение конференции не только полезным, но и приятным делом.

Презентацию, с которой Александр Головизнин выступил на конференции, можно скачать в разделе «Публикации».

Развитие северо-западного логистического комплекса России. Балтийский и Арктический бассейны Доклад Александра Головизнина, директора по логистике и аналитике Морстройтехнологии 

 "TransBaltica 2013"