Морстройтехнология о переориентации прибалтийского транзита в порты РФ

7-8 сентября 2017 г. в Калининграде состоялся IX Международный Балтийский транспортный форум, собравший делегатов из России, Беларуси, Литвы, Эстонии, Латвии, Германии и других стран.

Александр Головизнин, директор по направлению логистика и аналитика компании «Морстройтехнология», поделился на форуме своим пониманием вопроса российского транзита через прибалтийские страны и возможности его переориентации на российские порты.

По данным статистики транзит российских грузов через порты Прибалтики и Украины в последние годы сокращается. Тем не менее, объемы пока еще значительны. Эти грузы – уголь, руда, удобрения, металлы и многие другие – могли бы дать хороший прирост к грузообороту российских портов. Однако переориентация грузопотоков  в последние годы замедлилась, а в 2017 году показывает обратную динамику.

Причина этому проста – для многих  грузов, идущих в зарубежные порты, в России нет мощностей, которые соответствовали бы требованиям грузовладельцев к уровню сервиса: недостаточен размер судов, технологии не обеспечивают требуемую скорость погрузки и сохранность груза. Иными словами, перевести грузопоток было бы можно, но некуда.

Если же говорить о контейнерном импорте в Россию через прибалтийские порты, мы сталкиваемся, прежде всего, с неточностью статистики, информации о размерах такого грузопотока.

Далеко не весь груз идет через Прибалтику как транзит. У большой части груза по транспортным документам перевозка заканчивается в Прибалтике. Груз идет в адрес местной компании, а в Россию отправляется уже по новым, измененным документам.

По оценке руководителя рижского порта примерно 70% контейнерных грузов, приходящих в порт, в дальнейшем тем или иным способом попадает в Россию. Если говорить о литовских портах, то грузопотоки направляются в том числе и через Белоруссию ("знаменитые" белорусские киви и креветки).

Почему же импортеры выбирают прибалтийский  маршрут? Потому что в прибалтийских портах широко развита так называемая логистика добавленной стоимости (value added logistics).  Т.е. прибалтийские логисты оказывают клиенту дополнительные услуги, которые наши логисты в российских портах им оказать не могут. В основном это различные дополнительные операции с грузом, которые можно или нужно выполнить до пересечения российской границы: перекомплектация грузовых партий, изменение транспортных и товарораспорядительных документов, или, например, свободное (или очень дешевое) хранение груза без уплаты таможенных платежей. Даже если российский порт был бы готов предоставить до 60 суток свободного хранения (как зачастую это делают наши соседи), импортер все равно обязан растаможить груз в течение двух недель, а значит, и оплатить таможенные пошлины.

Или пример с транзитом алкогольной продукции. В соответствии с действующим законодательством, алкоголь, разлитый для розничной продажи, не может поступать на территорию России без акцизных марок. Вот прибалтийские логисты и оказывают такую услугу импортеру – наклеивают акцизные марки. При этом прибалтийский порт получает под обработку дополнительные контейнеры, а логистическая компания – дополнительный заработок на операциях с грузом.

Александр Головизнин

Президиум конференции