Новая концепция управления мобильностью за счет блочно-модульной конструкции крана.

Достижение оптимального баланса между характеристиками и стоимостью дорогостоящего оборудования предполагает высокую степень его использования, поскольку вложенные в его создание средства должны окупаться быстрее.

Подход, связанный с построением блочно-модульных технических систем, является одним из путей поиска этого равновесия.

Интересное решение предлагает российское ЗАО СММ.

Компания разработала концепцию, которая определяет линейку из четырех базовых моделей мобильных кранов под общим названием «Пересвет»

Линейка из четырех базовых моделей мобильных кранов «Пересвет»

 

В основу конструктивной схемы положен модульный принцип компоновки.

Крановая установка, технические характеристики которой (грузоподъемность, вылет, скорости рабочих движений и т.п.) определяют технологические возможности всего крана, является универсальным модулем для формирования кранов различного вида и назначения:

  • крановая установка + пневмоколесное шасси = мобильный кран;

  • крановая установка +портал = кран на портале на рельсах;

  • крановая установка +понтон (корабль) = плавкран;

  • крановая установка +опора (стационарная) = стационарный кран.

Сам по себе этот метод не нов, аналогичным путем идут мировые крано-строительные фирмы («Готвальд» и др.). Новацией ЗАО СММ является наличие в мобильном кране отделяемого шасси.

Целесообразность такого технического решения основывается на анализе занятости механизма передвижения крана в общем бюджете времени. Согласно статистике, от 85% до 95% времени своего жизненного цикла эти краны находятся в стационарном положении на аутригерах. 

И только 5 – 15% времени кран движется по территории порта, причем, чем меньше эта цифра, тем лучше, так как основная технологическая функция крана – перегрузка грузов. Появляется оправданное желание сократить стоимость  мобильности.

СММ предлагает остроумную идею -  для передвижения крана использовать отделяемый  транспортный модуль.

Для передвижения крана использовать отделяемый  транспортный модуль

Транспортный модуль представляет собой автономный самоходный агрегат

Гидравлическая система крана обеспечивает выравнивание вертикальной оси его поворотной части, с постоянным контролем и надежным обеспечением этого положения в любое время.

Сам транспортный модуль представляет собой автономный самоходный агрегат, который характеризуется:

  • низким удельным давлением колеса на покрытия (не более 7 кгс/см2);

  • низкой равномерно-распределенной нагрузкой на причал (не более 6,1 т/м2);

  • большим ресурсом при режиме эксплуатации М6 (тяжелый);

  • хорошей маневренностью и  автономностью;

  • высокой скоростью автономного хода (до 15 км/ч);

  • большим ходом подъема-опускания крана ±350 мм.

 Если использовать один такой модуль для передвижения нескольких крановых установок, увеличивается его коэффициент использования, что в итоге должно привести  к эффективности такой блочно-модульной концепции.

Использование одного модуля для передвижения нескольких крановых установок

 

Кроме того модуль может осуществлять в автономном режиме различные транспортные операции с другими объектами, например:

  • обслуживать одной транспортной платформой несколько крановых установок (от двух до пяти);

  • перемещать тяжелые объекты (грузы-тяжеловесы, технологическое оборудование, строительные конструкции и т. д.).

Наличие в составе кранового комплекса двух энергетически независимых технологических единиц повышает надежность всего комплекса.

Вероятность отказа дизель-генератора (ДГ) крановой установки очень мала, но она существует. Если кран не имеет возможности подключения к портовой электросети, при отказе ДГ может возникнуть аварийная ситуация. Наличие дизель-электро-гидравлического модуля на транспортной платформе позволяет завершить рабочие движения крана, привести его в транспортное положение и эвакуировать из зоны грузовых работ.

И, наоборот, при возможной поломке энергетической установки транспортной платформы восстановление ее рабочих функций планируется от ДГ крана.

Однако, поскольку  блочно-модульная систем усложняет и дублирует узлы, стоимость одной такой машины  не может быть ниже, чем известные аналоги без отделяемого шасси. Экономический эффект,  возможно, надо искать при использовании одного шасси для нескольких кранов.

При применении одного транспортного модуля для обслуживания нескольких установок (а это наиболее эффективная схема применения блочно-модульного кранового семейства) резко возрастают требования к надежности всех деталей и узлов самого модуля. Ведь в случае его поломки будут одновременно обездвижены  все краны этой системы.

Сравнение рассмотренных типов кранов по представленным  в статье критериям не позволяет дать однозначного ответа для оценки их конкурентоспособности. Окончательный выбор нужно делать с учетом конкретных условий и показателей по всем разделам проекта, в том числе и строительных затрат.

Дополнительно смотрите:

Философия мобильности портовых кранов (презентация).

Философия развития мобильных портовых кранов. Часть 1

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 2

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 3

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 4

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 5

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 6