Данная статья посвящена анализу этого соотношения применительно портовым кранам, которые предлагаются на рынке различными производителями.

Братья Стругацкие писали, что человек – это лишь промежуточное звено эволюции, необходимое природе для создания венца творения – рюмки коньяка с ломтиком лимона. Следуя той же логике, можно утверждать, что технический прогресс – это следствие процесса постоянного поиска оптимального соотношения потребительских характеристик покупаемого оборудования и его стоимости. 

Выбор кранового оборудования определяется основными технико-экономическими показателями (ТЭП): стоимость, производительность, грузоподъемность и вылет стрелы, нагрузки на основание, потребляемая мощность, эксплуатационные затраты и т.д. Кроме того, учитываются основные качественные характеристики (КХ): универсальность (способность работать с разными видами груза, технологичность  (скорость и амплитуда рабочих движений с номинальным грузом), мобильность (способность кранов оперативно перемещаться в границах порта между грузо­вы­ми фронтами и складски­ми рабочими зонами).

На рис.1 представлена классификация основных типов полноповоротных стреловых самоходных кранов, конструктивные особенности которых могут влиять на выбор.

port kran art 01

Все эти краны обеспечивают вращение поворотной части, подъем груза, изменение вылета стрелы и передвижение крана. Конкретные сочетания характеристик определяют преимущества и недостатки конструктивных схем. 

Конкурентоспособность перевалки грузов может быть достигнута при гармонизации ТЭП и КХ оборудования. Философия гармонизации, или бесконечного стремления к идеальной  технической системе (ТС), к которой относится и портовое перегрузочное оборудование, основывается на поиске оптимального соотношения функциональных возможностей ТС и совокупных затрат на изготовление и эксплуатацию.

Одним из результативных методов анализа и синтеза ТС является функционально-стоимостной анализ (ФСА), разработанный в послевоенные годы  Лоуренсом Д. Майлсом  (США), в частности метод свертывания и развертывания, позволяющий формализовать некие правила и процедуры, основанный на следующих принципах:

  • потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от её использования;
  • потребитель стремится сократить свои затраты;
  • интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами;
  • среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.

В рамках ФСА развертывание ТС - это увеличение количества и качества выполняемых функций путем усложнения технической системы. Свертывание ТС, наоборот, связано с ее упрощением при сохранении или росте полезных функций. В процессе развития, оба процесса могут сменять друг друга, перекрываться, протекать параллельно.

Целью свертывания является устранение одного или нескольких элементов из ТС с переносом их функций на оставшиеся элементы. Для этого последовательно рассматривается каждый элемент ТС, выясняется возможность функционирования  без него, строится функционально - идеальная модель новой ТС (без данного элемента) и формулируются задачи, которые необходимо решить для реализации этой модели.

Важнейшее качество портового крана – мобильность и именно ему последнее время производители уделяют особое внимание.

Дополнительно смотрите:

Философия мобильности портовых кранов (презентация).

Философия развития мобильных портовых кранов. Часть 1

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 2

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 3

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 4

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 5

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 6