Летающие гражданские дроны явились широкой публике относительно недавно. Но уже сейчас им прочат роль «революционеров» в сфере логистики и управления цепями поставок.

Помните классику американской фантастики — фильмы «Терминатор» и «Звездные войны» ? А их героев — дронов? Дроны – военные роботы — «беспилотники» — уже много лет находящиеся на вооружении разных стран.

Появление гражданских дронов на выставке International CES 2010 (никак не связанной с военной промышленностью) не предвещало никаких глобальных изменений, тем более для отрасли закупок и управления цепями поставок. По результатам социальных опросов мнение зрителей колебалось от «появилась новая игрушка» — до «отличный гаджет для фотографов и операторов».

Однако спустя всего пару лет, в конце 2012, Джефф Безос, основатель крупнейшего ритейлера Amazon.com, решил рискнуть… Проанализировав, что до 80% местных покупок по габаритам и весу вполне могут быть перевезены летающими гражданскими дронами, он усиленно взялся за внедрение и разработку автоматизированной доставки своих товаров. И не прогадал! Доставка товаров в день заказа стала реальностью в 85% случаев, а затраты при этом остались под контролем. Неудивительно, что этот успех вдохновил, и компании — владельцы крупнейших грузовых судов и самолетов также начали вести собственные исследования о возможности использования дронов для повышения общей эффективности работы, а также  для сокращения своих расходов.

Таким образом, фантастика воплотилась в жизнь, игрушка — обрела популярность и стала рассматриваться серьезным, совсем не детским инструментом революции в управлении цепями поставок.

«Авансы» и прогнозы специалистов и крупнейших изданий в сфере логистики  прочат летающим дронам роль катализатора изменений в цепях поставок. Так, по мнению Международной ассоциации беспилотных аппаратов (AUVSI), одной из самых многообещающих отраслей применения дронов является сельское хозяйство. Дронов можно вовлечь в создание аэронавигационных карт для оптимизации распределения воды и удобрений, для удобрения почвы и доставки запчастей фермерам в случаях поломок техники.

40% рисовых полей в Японии уже обрабатываются пестицидами с помощью дронов. Можно утверждать, что дроны уже стали частью цепи поставок производителей еды и напитков.

И это далеко не единственное применение дронов! И Google, и Facebook инвестировали в эту технологию с целью обеспечения труднодоступных регионов интернет-подключением. В марте 2014  Facebook приобрел британского производителя дронов, компанию Ascenta, а месяцем позже Google приобрел компанию Titan Aerospace, американский стартап, который производит летающие на большой высоте и работающие на солнечной энергии дроны.

Компании могут использовать дронов для связи между своими отдаленными складами или заводами, расположенными в местностях с ограниченным доступом к интернету. Кроме открытых пространств, дроны могут быть использованы и в закрытых помещениях, например, на складах – для формирования заказов и их погрузки на грузовые поддоны. Эту работу становится все сложнее осуществлять с помощью человеческих ресурсов по причине усложнения складской логистики и большого количества номенклатур продукции.

Дроны — корабли

Небольшими дронами можно управлять дистанционно, из центрального пункта, следовательно, можно предположить, что то же самое можно делать и с более крупными беспилотными аппаратами на расстоянии сотен тысяч километров. Беспилотные грузовые самолеты и судна, работающие на автопилоте или управляемые дистанционно, способны значительно сократить стоимость грузоперевозок.

Такие компании, как Rolls Royce уже инвестируют в это, утверждая, что грузовые морские дроны будут более эффективны, более экологичны и менее дорогие в эксплуатации, чем массивные грузовые судна, которые в настоящем осуществляют большую часть грузоперевозок в мире.

Конечно, навигация лодки в 457 м в длину, наполненной гигантскими контейнерами, задача не из простых. Однако, свободные просторы океана, делают компьютерную навигацию подобных судов достаточно удобной и простой.

Теперь представьте себе полностью автоматизированную цепь поставок: роботы на заводах производят товары, которые автоматически загружаются на беспилотные транспортные средства, которые доставят их в порты, где роботы-краны загружают их на судна без экипажей. Единственным человеком, задействованным во всем этом процессе поставки товара, будет заказчик, разместивший заказ.

Миф? Или реальная перспектива ближайшей пятилетки?

Помимо всего прочего, использование дронов может обеспечить:

Экономию средств.  Согласно агентству Bloomberg экипаж судна занимает почти 50% в затратах на его эксплуатацию. Это солидные суммы, и если с помощью автоматизации можно будет их сэкономить, то следует ожидать скорого бума грузовых дронов.

Исключение «человеческих» ошибок.  Военные уже регулярно используют самолеты беспилотники, и ожидать появления беспилотных грузовых самолетов вовсе не является безумием. Подобные аппараты не будут нуждаться в дорогих системах жизнеобеспечения. К тому же дроны могут быть более безопасными, если учесть, что большинство аварий самолетов происходит по причине «человеческого фактора».

Доставка грузов в труднодоступные места. Арктические регионы, острова в океане, неспокойные или отдаленные места в Африке в основном недоступны для транспорта и связи, так как регулярная доставка товаров туда либо слишком опасна, либо обходится слишком дорого. Да что там далеко ходить – российская глубинка! Проблема доступности этих «уголков» стоит очень остро, только представьте, что там живут ваши близкие, которым нужны лекарства, еда, почта, а ближайший населенный пункт в нескольких километрах: бездорожье, холода, криминал. Но подобные экстремальные условия не страшны грузовым дронам.

Мониторинг и защита транспортных путей. Компании, правоохранительные и охранные организации могут использовать дронов для мониторинга морских путей. Раннее обнаружение потенциальных пиратов поможет защитить груз. Усовершенствованный дрон «Береговой охранник» мог бы собирать информацию и делать снимки, экономя время и деньги. С помощью дронов компании могли бы следить за дикой природой (например, миграцией китов) и — по необходимости — координировать свою деятельность, не нанося вреда окружающей среде.

Дроны в цепи поставок России

А как обстоят дела у нас с использованием дронов? Мы просмотрели несколько статей и нашли очень интересный кейс. Группа активных ребят из города N также решили последовать за Amazon.com и доставлять пиццу с помощью дронов. Что из этого вышло, можно прочитать здесь, очень занимательно. Дроны столкнулись с… нет, не стенами или птицами, а законодательной базой!  На сегодняшний день, к сожалению, закон не способствует распространению  одного из революционных инструментов в развитии цепи поставок и не позволяет реализовать потенциал летающих дронов в России. Надеемся, что в какой-то обозримой перспективе эти препоны будут сняты, и мы увидим активное внедрение дронов в цепи поставок и в России. Ведь ими можно перевозить не только пиццу, перемещать заказы, ремонтировать технику, но и доставлять жизненно важные лекарства!

В США

В США, для начала, коммерческое использование дронов  осуществляется в дневное время, чтобы в случае аварийных ситуаций они могли быстро приземляться. А, например, концепция доставки товаров Amazon.com требует не только дронов, которые могут работать автономно через GPS, но и наличия сенсорной техники на аппаратах, чтобы они могли избегать столкновений с другими дронами или летающими аппаратами (или птицами?). Но все это пока находится только на стадии разработок.

Маловероятно, что и в 2015 году дроны начнут играть в процессе производства или в управлении цепями поставок большую роль, чем они играют сейчас в индустрии производства еды и напитков. Но имея в виду возможность крупных технологических прорывов и целенаправленные усилия в этом направлении основателя Amazon.com Джеффа Безоса, не следует удивляться самым невероятным развитиям технологии дронов в ближайшем будущем.


Источник