Международная конференция «Минеральные удобрения 2013» прошла 10 сентября в Москве. Компания CREON Energy в шестой раз объединила на своей площадке ведущих представителей профильного бизнеса и курирующих отрасль госорганов. 

Международная конференция «Минеральные удобрения 2013» прошла 10 сентября в Москве. Компания CREON Energy в шестой раз объединила на своей площадке ведущих представителей профильного бизнеса и курирующих отрасль госорганов. В связи с произошедшими недавно событиями, на рынке минеральных (в особенности комплексных и сложных) удобрений сложилась неоднозначная ситуация. Неграмотные действия руководства «Уралкалия» обрушили рынок и оказали негативное влияние на отрасль, а также отрицательно сказались на перспективных проектах некоторых российских компаний. В чьих интересах нарушен баланс сил, и кто соберет дивиденды по результатам предстоящих структурных изменений? Поделиться своим видением ближайшего будущего и долгосрочных перспектив рынка минеральных удобрений пригласил участников мероприятия глава Группы CREON Фарес Кильзие. Среди позитивных тенденций индустрии удобрений он отметил окончание периода модернизации производств и начало эры строительства новых современных производственных мощностей. Инвестиции в данную сферу идут, и это не может не радовать, подчеркнул г-н Кильзие. Глава Группы CREON также добавил, что считает перспективным смещение производства в сторону Дальнего Востока. И хотя сегодня добытого в промышленном масштабе газа в регионе пока мало, имеются все предпосылки, чтобы появились необходимые для индустрии объемы, полагает он. 

Завершил деловую часть конференции доклад ведущего специалиста «Морстройтехнология» Ольги Гопкало, посвященный зарубежной логистике минеральных удобрений. Объемы экспорта за 2012 год позволяют говорить о восстановлении рынка после кризиса, однако стабилизация экспортных поставок достаточно неравномерна и различается по направлениям и видам удобрений. Терминальные мощности для экспорта удобрений находятся на прежнем уровне. Основной объем транспортируется в виде навалочного груза. Крупнейшим каналом экспорта минеральных удобрений является Балтийский бассейн, преобладают порты Прибалтики и Финляндии.  

Однако с 2015 г. ситуация может поменяться. Согласно конвенции MARPOL в регионах особого контроля выбросов серы, к которым относится Балтийское и Северное моря, планируется ограничить максимальный уровень ее содержания в судовом топливе до 0,1% (с 1%). Это приведет к росту объема затрат на бункерное топливо, альтернативные варианты решения проблемы – дооборудование судов скрубберами или введение бункеровки сжиженным газом – дорогостоящи, либо не могут быть внедрены так быстро. 

Согласно данным финских исследователей, топливо может возрасти в цене на 65-85%, соответственно увеличится стоимость фрахта, для балкеров - на 39-44%.  

Поскольку основной грузопоток из России идет морем, скорее всего, произойдет перераспределение поставок по бассейнам в южное направление (Туапсе) и, возможно, Мурманск. Если бы сроки реализации проекта были короче,  перспективным направлением мог бы стать порт Тамань. 

С докладом Ольги Гопкало Экспортная логистика удобрений: тенденции и проблемы. Взгляд «с моря»… можно ознакомиться в разделе Публикации